Есть ли деление в группах на младших и старших в детских центрах Монтессори?
В детских центрах Монтессори принято деление на ступени. Каждая, как правило, допускает разброс в пределах 3 лет. Разберемся, как малыши внутри такой группы делятся на старших и младших и для чего это делается.
Возрастные группы Монтессори-класса
Классический Монтессори-класс действительно предполагает, что в него ходят не только погодки. Обычно это такие группы:
- 0-3.
- 3-6.
- 6-9.
- 9-12.
- 12-15.
- 15-18.
Почему в Монтессори-классе учатся не только погодки
Этот вопрос смущает многих родителей. Ситуация, когда вместе могут заниматься малыши 3 и 6 лет, дети 9 и 12 лет, кажется странной и не всегда комфортной. Это делается по следующим причинам:
- Наглядное будущее. Когда малыш видит одногруппника, который старше на 2-3 года, это дает ему пример того, чего он достигнет к данному возрасту. Такой подход создает дополнительную мотивацию для освоения новых знаний и занятий.
- Обучение через подражание. Одно дело рассказать и показать малышу, как правильно застегивать рубашку, другое – когда он сам увидит, как это делает одногруппник старшего возраста. Дети склонны считать взрослых авторитетами и подражать им. Такое обучение на живом примере гораздо эффективнее. Оно может быть особенно полезно при отсутствии старших братьев и сестер в семье.
- Развитие для всех и взаимопомощь. Ребята постарше, как правило, с удовольствием помогают малышам учиться тому, что уже умеют сами. Необходимость что-то объяснить помогает дополнительно развить языковые навыки, тренирует терпение, а также позволяет глубже понять предмет. Это польза и для младших, и для старших.
- Легкость адаптации. Когда малыш впервые приходит в группу сада, разлука с родителем дается сложно. Если вокруг него такие же ребята, которые плачут и грустят, его эмоции только усиливаются. Совсем другое дело, когда он видит спокойно занимающихся делом детей постарше.
- Развитие социальных навыков. Дети здесь больше общаются и быстрее развивают речевой аппарат, учатся грамотно и логично излагать мысли, формулировать просьбы и разрешать конфликты. Это происходит естественно, а не по принуждению.
- Нормализация характера. Замечено, что такая разновозрастная среда делает более спокойными, уравновешенными и стабильными даже капризных и импульсивных малышей. Ребята здесь лучше себя самоосознают и контролируют.
- Возможность примерить различные роли. Дети могут поставить себя в положение того, кто нуждается в поддержке, или, напротив, занять место того, кто обучает, подсказывает и заботится. Это отлично закрывает различные психологические потребности.
Почему обучение младших и старших в одной группе – это более здоровая атмосфера
В разновозрастных классах, как это ни странно, гораздо меньше нездоровой и болезненной конкуренции. Когда малыш видит вокруг себя ровесников, он осознает «они такие же, и я должен уметь это!». Это формирует соревновательный дух. В такой гонке развития не каждый может выиграть. Бесконечная фрустрация изматывает и делает малыша более нервным. Это может плохо сказаться на его дальнейшем развитии, сформировать неуверенность в себе и другие тормозящие комплексы.
Когда вокруг ребята постарше, ребенок довольно быстро начинает понимать, что они могут больше потому, что они взрослее. Когда у разницы между умениями есть причина, это воспринимается совершенно иначе. Дети стремятся освоить новое, но не впадают в отчаяние, когда что-то получается не сразу.
Многие родители скептически относятся к такой концепции обучения потому, что у ребят различаются зоны ближайшего развития, уровень умений не будет совпадать. Внутри Монтессори-класса и не идет речи об уравнивании. Разным детям предлагаются занятия, соответствующие их уровню, а выбор они делают сами. Малыш, который дружит с ребенком постарше, может тоже захотеть заниматься со сложным математическим материалом, а после расстроиться, что это упражнение ему непонятно или и вовсе недоступно. Однако грамотный педагог всегда объяснит причину такого положения дел и предложит адекватную альтернативу. Этой небольшой фрустрации не стоит бояться – с такими переживаниями ребенку полезно учиться справляться.
Выбирайте проверенные учреждения, чтобы не сомневаться в уровне и квалификации педагогов, которые занимаются с детьми. Хорошим выбором станет, например, Монтессори-школа «Земляне».